You are viewing pr_daniil

entries friends calendar profile Благотворительный фонд Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева Previous Previous Next Next
pr_daniil - О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы
pr_daniil
pr_daniil
Add to Memories
Share
О сомнительных методиках на епархиальных миссионерских курсах г. Москвы
С 20 февраля 2012 года в Москве начали работу епархиальные миссионерские курсы, организаторами которых являются Миссионерская комиссия при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и фонд «Миссия Кирилла и Мефодия». По благословению моего настоятеля протоиерея Сергия Куликова, я пошел на эти курсы.

В начале обычно читают лекцию, а затем начинается некое странное действо: слушателей курсов делят по группам, рассаживают в круг, и дают лист, где перечислены положительные и отрицательные чувства человека, и каждый, руководствуясь этим списком, должен пред всеми рассказать подробно, что он в данный момент чувствует. Когда этот лист дошел до меня, я в недоумении спросил: «Простите, я пришел сюда учиться быть миссионером, а вот это высказывание своих положительных или отрицательных чувств, что имеет общего с миссией? Вообще для чего все это?» В ответ Наталья Пономарева, координатор курсов, пояснила: «Может быть, у вас есть какие-то негативные чувства, тогда мы вам поможем с ними разобраться», на что я сказал, что у меня есть духовник, пред которым я и открываюсь Богу, тогда г-жа Пономарева попросила рядом сидящего человека объяснить мне еще раз.

Меня еще поразило то, как г-жа Пономарева рассказывала, что если кто-то гневается, ему нужно куда-то выплеснуть тот негатив, который у него собрался после гнева, нужно что-то сделать, только не оставлять этот негатив в себе – все это, мягко говоря, очень далеко от того, как о страсти гнева и о борьбе с ней учили святые отцы.

Далее было выступление завуча курсов Владимира Стрелова, который рисовал на доске путь, как помочь человеку войти в Церковь. На первом месте у него было: «Развлечение», после чего, через несколько этапов, человека (по его словам) нужно потихоньку приобщать к церковной жизни. Один из слушателей встал и напомнил первые слова Спасителя и Иоанна Крестителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное", - то есть, не с развлечения, а с покаяния во грехах начинали они призыв, и мы вовсе не обязательно с развлечения должны людей приводит в Церковь людей. В ответ начались горячие дискуссии.

Также меня удивило, что г-н Стрелов считает, что «исихазм не является единственным путем возрастания в Православной Церкви». Какова же иная, равнодостойная альтернатива духовного возрастания? Что может быть выше созерцания нетварного света?

Затем были распределены темы по группам, я присоединился к группе с темой «Чтение Евангелия при Храме». Каждый мог высказать свои соображения. Я напомнил, что согласно 19 правилу VI Вселенского Собора надо понимать Писание не иначе как толковали его Святые Отцы Церкви, но меня как-то быстро остановили. Тогда другой участник предложил те места Евангелия, где “резко” о чем-то говорится, перетолковывать мягко, чтобы не отпугнуть человека. Я ему сказал, что такой принцип чужд Православию, и вдруг наш координатор прервал меня словами: «ты, видимо, новичок, и не знаешь правил, здесь нельзя никого критиковать». В конце была очередная “исповедь” - рассказ пред всеми о своих положительных и отрицательных чувствах, некоторые участники были недовольны моими высказываниями. Я лишь сказал, что мы должны не отходить от Православной традиции, в которой есть все для того, чтобы заниматься миссией, и мы не должны подменять ее суррогатами.

Когда я в следующий раз пришел на эти курсы, то меня попросили покинуть помещение.

К сожалению, складывается такое впечаление, что организаторы курсов решили использовать такую важную тему как обучение православной миссии в качестве средства для самовыражения, для навязывания Церкви своих частных мнений и новаторских практик, не имеющих прямого отношения к делу миссии.

Если они хотят заниматься психологическими треннингами, и если они имеют психологическое образование и опыт работы, то они могут договориться с какой-то организацией, чтобы им выделили время и место для регулярных встреч с людьми, имеющими психологические проблемы, и они бы консультировали их, может быть, это кому-то принесло бы пользу, по крайней мере, в таком случае название отвечало бы своему содержанию. Но тут людей от лица Церкви приглашают учиться православной миссии, а вместо этого устраивают групповые психологические игры.

Для меня осталось совершенно непонятно, кто и когда утвердил в Русской Православной Церкви подобную методику как главную и общеобязательную, если именно ее преподают на епархиальных курсах? Была ли она опробована на практике в широких масштабах, и какие независимые эксперты подтвердили ее эффективность именно как миссионерской методики? Кажется, что не только ничего этого нет, но, более того, на данных курсах пытаются провести те формы и методы, которые уже в недавнем прошлом вызывали негативную реакцию многих православных и становились причиной соблазна в церковной среде.

Мне представляется, что на общих епархиальных курсах целесообразно давать прежде всего информацию о святоотеческих и традиционно православных формах миссии, а спорные и непрошедшие общецерковной рецепции методики, равно как и частные мнения, должны презентоваться и обсуждаться на специализированных семинарах или конференциях опытных миссионеров. Что-то спорное и новое можно обсуждать и предлагать тогда, когда хорошо изучено и опробовано уже известное и традиционное. Однако складывается впечатление, что традиционные святоотеческие методы и принципы миссии не известны и не опробованы в деле не только слушателями курсов (что естественно), но и кураторами.

Полагаю, что когда людям, пришедшим узнать об основах православной миссии, предлагают вместо этого психологические треннинги и субъективные мнения, то есть большая опасность, что такое обучение не только окажется бесполезным, но даже может принести вред.

Comments
rouric From: rouric Date: July 6th, 2012 07:09 am (UTC) (Link)
Это не новая методика. Она была опробована на практике как саентологами так и некоторыми другими организациями подобного типа, обычно американскими. Потом вас призовут ходить в галстуках и с рюкзаками и спрашивать у прохожих: хотят ли они спастись, одновременно вручая флаер на посещение тренинга по спасению т.е. службы.
pr_daniil From: pr_daniil Date: July 6th, 2012 07:20 am (UTC) (Link)

Поддерживаю полностью


У нас идут миссионерские курсы при фонде иерея Даниила Сысоева. Вот, познакомившись с Артемом Шарафутдиновым, мы решили претворить в жизнь пару миссионерских проектов. Он познакомил меня и некоторых активистов с наших курсов с их лидерами, Натальей Пономаревой и Владимиром Стреловым. Решили ехать на загородный семинар для обсуждения. Нас было порядка 6-8 человек. Семинар проходил в под Троице-Сергиевой Лаврой в бывшем домике о.Александра Меня.
Все сели в круг и начался похожий на западников психологический тренинг. Потом обмен чувствами. Ну короче их отработанная программа. Дело было в субботу. Когда я поставил вопрос о посещении Всенощного Бдения, то Наталья Пономарева сказала, что тогда мы не уложимся по нашему тренингу. Такой ответ насторожил, ну да ладно, едем дальше. Можно долго описывать их методику, включающую в себя стандартные правила псих тренингов и некоторых протестантских движений, но суть не в этом. На это можно было бы наверное даже закрыть глаза. Общее ощущение моё и моих коллег по курсам было не определенное. Монах Ферапонт открыто высказал, что дух какой-то не православный, но его начали дружно переубеждать.
Я считаю, что подобные практики не несут вреда, если цель просто пообщаться и подружиться, хотя они могут затягивать слабых и неуверенных людей, ибо дают иллюзию сплоченности команды, хотя на самом деле все работают на удовольствие лидеров. Возможно лидеры и сами себе в этом не признаются, и считают что они особенные и нашли ключ к успеху в православной миссии. Но в реальности это не так. Кочатковцы, Альфа-курс и Евменьевцы, Фонд Кирилла и Мефодия - это всё близкие по духу структуры, направленные на извлечение удовольствия от мнимой реализации добрых дел. Другими словами, под начинкой православной миссии происходит нечто иное. Если миссия не ведет человека к Святой Чаше в первую очередь, то это псевдо-миссия.
Для Церкви опасность данных курсов заключается в том, что вместо того, чтобы приводить людей ко Христу и Его Святой Чаше, их будут приводить в дружную команду, от которой они потом будут психологически зависимы, и далее, когда эта команда рассыпется, будут искать нечно подобное, как делает это , например Наталья Пономарева, или Владимир Стрелов.
И причина кроется, конечно, не в самих лидерах, а тех, кто за этим стоит. Высший пилотаж у демонов - это взрыв системы изнутри, когда вместо Истины преподносится почти Истина, только с маленькой страстной начинкой.

Мы должны заявить священноначалию о необходимости рассмотреть данную практику.
byabyachka From: byabyachka Date: July 6th, 2012 08:13 am (UTC) (Link)

Re: Поддерживаю полностью

Это очень серьезно, о чем вы пишете. Я бы посоветовала Вам отправить это на электронную почту в пресс-службу Патриархии. Вы просто спасете души людей, которые придут туда в надежде получить навыки и знания, а получат суррогат.
ze_arcvezer From: ze_arcvezer Date: July 6th, 2012 02:57 pm (UTC) (Link)

Re: Поддерживаю полностью

+1.
Вы можете это сделать?
Или уже сделали?
aleksey_lk From: aleksey_lk Date: September 4th, 2012 05:08 pm (UTC) (Link)

Re: Поддерживаю полностью

Обсуждение идет здесь,http://mission-center.com/ru/pravoslavnie-novosti/3-mission-news/9351-news-o-somnitel-metod-na-epar-miss-kursah можете высказаться и оставить свое мнение.
Ссылка на эту ветку отправлена в Свято Тихоновский Университет.
В ветке также отметился Секретарь Миссионерского отдела Московской епархии священник Димитрий Березин, кандидат экономических наук, выпускник Православного Свято-Тихоновского богословского университета, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Молоково, ник beerisin, можете задать вопросы ему.

Edited at 2012-09-04 05:09 pm (UTC)
aleleo_aleley From: aleleo_aleley Date: July 9th, 2012 04:16 pm (UTC) (Link)
Возможно, этот психологизм и не так вреден, потому что расшевеливает какие-то чувства. Я тоже выбрал бы тему "Чтение Евангелия при храме". У нас при Князь-Владимирском храме в Санкт-Петербурге по воскресеньям в библиотеке проходит чтение отрывков, которые звучали на литургии. Это интересно только 4-6 человекам. Чтение проходит в виде молитвенных встреч. Но мы высказываем свои суждения по отрывку, принципиально не заглядывая в толкования. Стараемся рассмотреть каждое слово отрывка, но это очень трудно. Мысли блуждают, тянет проповедывать. Но мы повторяем всё время: "когда двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я буду с вами." И это приносит свои плоды.
pr_daniil From: pr_daniil Date: July 11th, 2012 06:27 am (UTC) (Link)

татья Игумена Агафангела

Исследуя жизнь апостолов и первых христиан, мы неизбежно придем к выводу, что они владели лишь одной, увы, не столь распространенной ныне технологией — технологией Святого Духа. Идите и научите все народы, а Я пребуду с Вами до скончания века, говорит им Христос. И они пошли и проповедовали везде, при божественной помощи и подкреплении их миссии различными знамениями. Что ж, хорошо им было. Но разве это невозможно и сейчас?
Великие миссионеры последующих лет также не особенно задумывались над способами и методами: святая равноапостольная Нина (III век) ниспровергает в бездну идолов потоками вод, святитель Стефан Великопермский (XIV век) спокойно входит в огонь, приглашая языческого жреца последовать за собой (при том что он имел документ от тогдашних государственных органов о полном ему содействии).
Но нам, живущим в век «школ православных лидеров», везде хочется отыскать универсальный алгоритм, позволяющий легко соделать всех христианами. Это соблазн века сего, но, к счастью, такого алгоритма нет. Разве что кроме уже давно известных советов: прежде всего святить Господа в сердцах наших, а уже потом давать ответ вопрошающим о своем уповании; стараться, чтобы так просиял свет наших добрых дел, чтобы люди, увидев его, прославили Отца Небесного.
Стоп, кто-то скажет: я все это давно читал и знаю. Но дело в том, что среди авторитетных православных авторов практически нет никого, кто бы предлагал универсальные рецепты обращения народов. На память приходят только преподобный Макарий Алтайский с его трудом «Мысли о способах к успешнейшему распространению веры» и святитель Иннокентий Московский с его «Наставлением Нушегакскому миссионеру, иеромонаху Феофилу». Да и там даются частные советы, а общие принципы те же: «Первое и действительное приготовление к сему есть молитва, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благое начинание; а потому пред всякою беседою с несведущими, которых желаешь просветить словом истины, обращайся к Богу с теплою молитвою».
Итак, никаких особенных технологий в миссионерской деятельности нет, кроме молитвы, чистого сердца, любви к просвещаемым и искреннего желания свидетельствовать о Христе Воскресшем, чем отличались и апостолы, и равные им проповедники. Технологии первого и двадцать первого веков одни и те же.
Но есть технологии, которые могут быть использованы нами сегодня. Это технологии мира сего, призванные распространять информацию. Как известно, сеть хороших дорог, покрывающая Римскую империю, то, что ключевые транспортные узлы охранялись римскими легионерами, и факт, что евреи диаспоры были неплохо связаны друг с другом, послужили тому, что промысл Божий о распространении христианства свершился скорейшим образом.
Хорошо использовать готовые информационные каналы: ТВ, интернет, печатные СМИ. Свое создать сложно и дорого, следует использовать то, что есть. Но использовать, не забывая апостольской технологии: сначала святить Господа в сердце и уже потом давать ответ вопрошающим с кротостью и благоговением. По опыту общения на форумах, в «Живом журнале», на фейсбуке и иже с ними скажу, что мы забываем либо первое, либо второе, либо все вместе, и от них же аз есмь первый.
Бог милостив, в тех краях, где я уже вот четвертый год призван к свидетельству, никто не читает ЖЖ. Там оценивают человека не по тому, как он красиво и эффектно «постит» провокационные тексты и отвечает на «каменты», а по тому, как он живет. В небольших северных поселках все прозрачно: и что ты покупаешь в трех местных магазинах, и то, с кем ты общаешься, и то, как ты общаешься. Поэтому наша местная миссионерская технология паки и паки не должна отличаться от апостольской и равноапостольской. Есть ложное убеждение, что миссионерами должны быть только священнослужители, но исторически это не совсем верно. Та же святая Нина — мирянка, равноапостольный Кирилл, просветитель славян, — монах. Трифон Печенгский в сорок лет только принимает сан, до того просветив лопарей и построив храм. Также и святитель Стефан, — сначала перевел церковные книги на зырянский язык, а потом уже стал священнослужителем.

http://www.nsad.ru/index.php?issue=95§ion=2&article=2425 - окончание статьи сморим здесь

Edited at 2012-07-11 06:28 am (UTC)
Джо Чингачгукович From: Джо Чингачгукович Date: April 19th, 2013 08:43 am (UTC) (Link)
Относительно реалий современности критикуемые вами православные психологи - правы. Если гнуть линию по-старинке, изначально давя на покаяние и плюя на естественное желание человека получать удовольствие и развлекаться, то в православие придут один-два человека из тысячи, если же правильно мотивировать и "подсластить", да добавить здоровой психологии вместо фанатизма - то обращённых будет намного больше. А уж в особенностях христианства они потом сами разберутся, при помощи книг и духовников.
8 comments or Leave a comment
profile
calendar
Back November 2013
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
page summary
tags